Чтобы написать детектив, Эдгар По убил женщину. Это правда или вымысел?

29.09.2015 17:28
Чтобы написать детектив, Эдгар По убил женщину. Это правда или вымысел?. Чтобы написать детектив, Эдгар По убил женщину. Это правда или в

Эдгара По считают родоначальником современной литературы ужасов. Ему также блестяще удавалась детективная интрига, о чем можно судить по таким произведениям, как "Сердце-обличитель" и "Убийства на улице Морг". Между тем трилогия о сыщике Огюсте Дюпене стала поводом для обвинений писателя в тяжком преступлении, описанном им в "Тайне Мари Роже".

Эта история началась в один из жарких летних дней 1841 года. Неподалеку от Уихокена, штат Нью-Джерси, из реки Гудзон было выловлено тело молодой женщины, оказавшейся двадцатиоднолетней жительницей Нью-Йорка Мери Сесилией Роджерс, хорошо знакомой писателям, актерам и иным знаменито­стям, которые любили заигрывать с ней в табачной лавке Джона Андерсона, расположенной в южной части Манхэттена.

Все нью-йоркские газеты жадно набросились на страшную находку и принялись печатать ежедневные отчеты о следствии, превознося самоотверженные усилия полиции и выдвигая самые невероятные предположения касательно личности убийцы, поскольку ни у кого не было сомнения в том, что несчастная продав­щица сигар приняла смерть от руки лиходея.

Полиция тем временем заподозрила в преступлении сначала само­го Андерсона — владельца лавки, который не раз про­вожал Мери домой. Но вскоре табачник был выпущен, хотя так и не сумел предоставить полноценного алиби.

Следствие сосредоточило внимание на женихе Мери, Дэвиде Пейне, проживавшем в пансионе, которым владела мать убитой, в городке Хобокен, штат Нью-Джерси.

Первые вещественные доказательства по этому делу были найдены в прибрежном лесу. Ими оказались пояс для чулок, шарф, зонтик и носовой платок с инициалами "М.Р." Трава на месте их обнаружения оказалась примя­той, как будто там шла борьба. Несколько дней спустя на том же самом месте Дэвид Пейн покончил с собой, приняв большую дозу "лауданума".

Его самоубийство отнюдь не добавило ясности в этом деле. Напротив, следствие зашло в тупик, так как у молодого человека, как выяснилось впоследствии, было абсолютно надежное алиби на день убийства.

Среди читателей всех газетных отчетов был и тридцатидвухлетний Эдгар Аллан По — автор шеститомного собрания стихотворений и коротких рассказов. На иждивении писа­теля тогда находилась его молодая жена, больная чахоткой. Эдгару приходилось содержать ее на 65 долларов в месяц — столько получал он как ли­тературный редактор филадельфийского журнала "Грэм".

Одновременно с редакторством По вел лихорадочный поиск прототипа, который помог бы ему продолжить трилогию детективных рассказов, начатую в том же 1841 году, которая позже вылилась в широкоизвестное произведение под названием "Убийства на улице Морг". Прототипом стало убийство Мери Сесилии Роджерс.

Но при этом непостижимым образом история реального убийства вплелась в судьбу популярного писателя: позднее его самого стали подозревать в совершении этого дикого преступления. Основанием для этого послужило то, что его персонаж — сыщик Огюст Дюпен — получил в трилогии прекрасную возможность блеснуть уникальным талантом и дать понять, что знает тайну убийства.

И это в то время, как полиции города ничего не было известно! Естественно, полицейских заинтересовал вопрос — откуда литератор мог знать, кем и как совершено преступление, если они — профессионалы — находятся в полном неведении?

Дело неожиданно получило широчайший резонанс среди американской общественности, о чем наглядно свидетельствуют газетные подшивки тех дней.

После выхода в свет "Тайны Мари Роже" публика начала строить и высказывать разные предположения. В ча­стности о том, что Эдгар По располагал гораздо более обширными сведениями, нежели те, которые изложил в рассказе.

Такому мнению способствовали возможное душевное расстройство писателя, скорее всего, действительно имевшее место, а также всеобщее убеждение, что преступникам свойственно невольно давать следователям подсказ­ки, приводящие к их изобличению.

Некоторые исследователи до сих пор считают, что писатель мог иметь какое-то отношение к тому преступлению. Между тем это предположение не имеет под собой никакой почвы.

Получается, что талант наказуем. Если бы По так не проникся историей Мери Сесиль Роджерс и не провел такое тщательное расследование по делу, то вряд ли кому-то пришло в голову обвинять его в чем-то. К счастью, поскольку никаких реальных доказательств против писателя, конечно, не нашлось, он не стал официальным обвиняемым. Но версия осталась версией…

Также по теме:

Ученые раскрыли секрет "Моны Лизы". Правда шокирует

 

Юрий Супруненко