Психология

Эксперимент: по приказу боль причинять проще

Люди, которые в обычной ситуации не смогли бы применить к кому-то насилие, нередко готовы совершить это, если указание будет исходить от авторитетного лица. Этот вывод недавно попытались проверить исследователи из Мельбурнского университета (Австралия). Их заинтересовали результаты эксперимента, проведенного в 1961 году психологом Стэнли Милгрэмом.

Милгрэм и его коллеги предложили группе добровольцев тест, в ходе которого один из испытуемых должен был задавать другому, находящемуся в соседней комнате, вопросы на проверку памяти и способность к обучению. При этом, если "ученик" неверно отвечал на вопрос, специальное устройство должно было бить его током. Но включать машину дистанционно должен был "учитель", причем с каждым неправильным ответом напряжение тока следовало повышать… Если "учитель" отказывался применять к "ученику" наказание, сидящий рядом сотрудник-экспериментатор говорил, что тест необходимо продолжить.

Именно в этом и заключалась суть эксперимента. Милгрэм хотел проверить готовность людей к совершению жестоких или неэтичных поступков в случае, если указания исходят от вышестоящего лица.

Выяснилось, что, даже с учетом одолевающих испытуемых сомнений, большинство (их набралось 62,5 процента) были готовы пытать "жертв", если организатор эксперимента настойчиво просил их это делать. Впоследствии Милгрэма обвинили в неэтичности и неумении проводить психологические опыты… Тем более что он не произвел систематического анализа данных, полученных в результате 21 эксперимента, охватившего в общей сложности 740 человек, с учетом различных условий.

Команда австралийских исследователей во главе с Ником Хеслемом решила повторить эксперимент Милгрэма с тем, чтобы разобраться в его результатах. Ученые провели серию опытов, причем все 23 сеанса отличались друг от друга по сценарию. К примеру, в одних сеансах участвовало по два экспериментатора, которые могли давать испытуемому "учителю" рекомендации, противоположные по содержанию. В ходе других экспериментатор находился в соседней комнате, а не рядом с "учителем". Во время третьих "учителей" было несколько, и они могли советоваться друг с другом по поводу продолжения теста. В ходе четвертых никакие сигналы о болевых ощущениях из соседней комнаты не поступали, а "учитель" мог наблюдать на мониторе лишь за состоянием сердца "ученика". В некоторых случаях "учитель" и "ученик" являлись друзьями или родственниками.

В каждой разновидности опытов принимали участие от 20 до 40 человек. При этом покорность "авторитету" демонстрировали от 0 до 92 процентов. Среднее число "учителей", которые под давлением экспериментаторов причиняли "ученикам" боль, составило 43 процента.

Оказалось, что чаще всего "учитель" повышал напряжение, если экспериментатор давал ему на это прямое указание, причем уровень должности экспериментатора существенного влияния на поведение испытуемого не оказывал. Если оставался хоть какой-то выбор, то в большинстве случаев "учителя" предпочитали этого не делать. Также, если присутствовал второй экспериментатор, который давал противоположные указания, то "учитель" редко слушался того, кто требовал повысить напряжение… То же самое происходило, если указания давались из соседней комнаты.

Разумеется, на поведение "учителя" влияла и степень его знакомства или близости с "учеником". Чем ближе они были друг к другу по жизни, тем сильнее первый стремился уклониться от продолжения тестирования. Совершенно посторонним людям доставить боль было легче.

Таким образом, Теслем и его коллеги пришли к заключению, что на готовность мучить себе подобных воздействуют разнообразные социальные факторы, на которые Милгрэм в свое время не обратил внимания. Мы удивляемся тому, что в политически сложное время люди прибегают к агрессии, насилию и репрессиям в отношении своих "идейных врагов" или тех, кого объявляют "врагами" власти. А ведь ничего удивительного в этом нет. Люди редко рождаются садистами и агрессорами, но они могут вести себя именно так, если это "социально обусловлено", допустим, если их убеждают, что деятельность "противников" вредна для общества. Солдат может стрелять на поражение по приказу, потому что верит: перед ним враг или преступник. Но могут быть и факторы, заставляющие его отказаться от насилия: скажем, появление новых авторитетов или личность жертвы…

Одним словом, существует масса причин, по которым мы способны причинить боль своему ближнему, и столько же причин, чтобы этого не делать…

Читайте также:

Почему люди боятся быть счастливыми?

Доверие зависит от уровня интеллекта

Все диеты ведут к одиночеству?

Узнай характер по первой букве имени