Общество

Миллениалы копят не вещи, а впечатления

Мерилом успеха в сознании большинства людей является возможность приобретать дорогие вещи и недвижимость, например, квартиры и автомобили. Однако у так называемых "миллениалов" — тех, кому сейчас до 30-35 лет, совершенно иная система ценностей. Они предпочитают не делать сверхдорогих покупок, а по возможности вкладывать деньги в опыт и впечатления.

Если люди за 40, как и их родители, ищут прежде всего стабильности и далеко не всегда готовы рискнуть ею ради сомнительных перспектив, то у тех, кому чуть меньше и кто по меркам нынешнего времени считается молодежью, другие приоритеты.

В США граждан этого возраста вообще называют "поколением арендаторов". Они действительно предпочитают не владеть вещами, а арендовать их. Например, они ездят не на собственных авто, а на такси, и снимают квартиры вместе с мебелью, а не покупают жилье и обстановку…

Почему они так поступают? Во-первых, они хотят быть мобильными. Зачем покупать машину, если к вашим услугам всегда авто с личным водителем, которое отвезет вас в любой пункт назначения? И в конечном итоге такие поездки обойдутся вам не дороже, чем владение личным автомобилем и его обслуживание…

Покупать дом или квартиру имеет смысл, если вы собираетесь всю жизнь провести в одном месте. Но современная молодежь не хочет стабильности. Не проще ли снять жилье, а когда вам надоест жить и работать здесь, переехать куда-то еще, хоть на другой конец земного шара? Ипотека — это зачастую рабство, а молодые люди хотят быть независимыми.

Стабильная работа также больше не в моде. По информации Forbes, люди в возрасте до 35 склонны менять место работы в среднем раз в три года.

Во-вторых, в финансово нестабильной ситуации брать крупные кредиты просто рискованно. Это уже не является трендом у молодежи. Если берется кредит, то он в большинстве случаев тратится на гаджеты. Гаджетоманы, стремящиеся приобретать новейшие модели планшетов и айфонов, все еще представляют собой довольно многочисленную категорию. Но они отнюдь не рассматривают свои навороченные девайсы как вещь, которой владеют и в которую вложены деньги. Новый гаджет для них — прежде всего способ всегда быть на связи и шагать в ногу с веком.

Это средство, а не цель, к тому же, как только на рынке появляется какая-нибудь новинка, интерес к старым приобретениям тут же теряется…

В-третьих, синонимом успеха у молодых людей являются скорее опыт и полученные в процессе приобретения этого опыта впечатления, чем какие-то материальные "доказательства статуса". Их девиз — открытость всему новому. Поэтому они вкладывают средства в путешествия, экстремальные развлечения или интересные проекты.

В конце концов, вещь, даже самая качественная, может испортиться. Машина может попасть в аварию, дом — сгореть или обветшать, мебель и бытовая техника — сломаться… Наконец, вещи могут просто украсть или отобрать. Так не лучше ли не иметь ничего своего? Зато приобретенный опыт всегда останется с вами…

Именно такова психология дауншифтеров, которые могут уволиться с престижной, высокооплачиваемой работы ради безмятежной, хотя и не слишком обеспеченной жизни где-нибудь на окраине Таиланда или на Тасмании.

Жизнь в современном мегаполисе — это постоянный стресс, гонка за деньгами и карьерой… Но дауншифтеры не хотят в этом участвовать. Они выбирают состояние психологического комфорта и живут на доходы со сдачи квартиры или, скажем, устраиваются работать спасателями и аниматорами в отелях, что оставляет им массу дополнительного времени. Тяжелый труд ради наращивания достатка больше не в почете.

Обозреватель издания Atlantic Джеймс Гэмблин, анализировавший этот феномен, пишет: "За последние десять лет психологи провели огромное количество исследований, доказывающих, что с точки зрения счастья и ощущения благополучия гораздо выгоднее тратить деньги на приобретение нового опыта, а не новых вещей. Это приносит больше радости".

По словам Гэмблина, представителям поколения "миллениум" не очень интересно слушать описание дома, который вы недавно приобрели, их куда больше увлечет рассказ о проведенном вами накануне уик-энде.