Нас критикуют на работе. Как реагировать?

14.10.2016 12:45
Нас критикуют на работе. Как реагировать?. критика
Фото: REX

С критикой на рабочем месте сталкивался, наверное, практически каждый. Но вот умеете ли вы правильно на нее реагировать? Порой "нападки" со стороны руководства или коллег становятся причиной жесткого конфликта или даже увольнения по собственному желанию. А ведь этого можно было бы избежать, если бы вы вели себя несколько иначе, говорят психологи.

Как пережить критику

Как нас критикуют на работе?

Критика превращается… в похвалу

Мозг подростка блокируется. Ругать бесполезно!

Как полноватая балерина уела критика

Если вас отчитывают за какой-то промах, не спешите возражать

Люди так устроены, что когда они видят, что кто-то оправдывается, то автоматически считают его виноватым.

Оптимальный вариант поведения в такой ситуации — дождаться, пока начальник или сослуживец выскажет все свои претензии. За это время вы сможете продумать линию защиты. Когда человек закончит говорить, сформулируйте его претензии вслух своими словами: "Как я понял, вы обвиняете меня в том-то и том-то…" Этим вы сразу заработаете себе очки: собеседник поймет, что вы действительно его слушали, а не пропускали обвинительную речь мимо ушей, как это можно было ожидать от такого нерадивого работника, как вы. Накал страстей сразу снизится. Возможно, дальше вам вообще не придется ничего говорить. Критик поймет, что вы учли его замечания, и перестанет вас доставать.

Если вы считаете, что вас критикуют безосновательно, искажают факты, словом, к вам отнеслись несправедливо, то у вас есть два пути. Первый — это спокойно, аргументированно дать пояснения. Второй — взять тайм-аут. Если вам необходимо обдумать, что сказать в свою защиту, попросите критика подождать, пока вы подготовите ответ. Честно скажите ему, что не готовы ответить сейчас. В большинстве случаев вас поймут.

Во время тайм-аута дайте себе остыть

Понятно, что вам сейчас жутко обидно: как это такого классного специалиста, как вы, унизили, обвинив в непрофессионализме! Но попробуйте выпустить пар (например, пожаловавшись на ситуацию близким и друзьям) и начинайте мыслить более рационально.

Может ли отношение к вам быть предвзятым? Попытайтесь припомнить ситуации, когда те же промахи и ошибки сходили с рук другим сотрудникам… Если придираются только к вам, то задумайтесь, почему это происходит. Может, личная неприязнь? Может, кто-то заинтересован в вашем увольнении? А может, наоборот, вас хотят заставить расти профессионально, считают, что у вас хорошие перспективы, потому и требуют от вас больше, чем от других? Ведь что простительно посредственности, то совершенно непростительно высокопрофессиональному специалисту.

Если данный вопрос не актуален, то задумайтесь: а есть ли в этой критике рациональное зерно? Что если вы и в самом деле сделали что-то не так? Что если вы халтурите, работаете не в полную силу? Тогда замечания по отношению к вам не так уж несправедливы.

Вспомните, не делали ли вам подобных замечаний раньше? Может, обидевший вас критик далеко не первый, кто указывал вам на ваши недочеты? Если это так, то вы должны понять, что вам придется провести серьезную работу над ошибками.

В любом случае, если вас кто-то и покритиковал, это еще не конец света

Ошибки бывают у всех. Это просто рабочий момент. Если же человек сделал это в не очень корректной форме, то это его проблема, а не ваша. Вас ведь не уволили? Значит, в целом всех устраивает, как вы справляетесь с работой.

А как быть, если в роли критика оказались вы сами?

Избегайте безосновательных утверждений и обобщений, любой ваш тезис должен быть аргументирован. По возможности не разговаривайте с "объектом" критики повышенным тоном, не пытайтесь его оскорбить или унизить. Это совершенно неконструктивно, а обиду человек запомнит надолго.

Лучше всего отметить не только недостатки работника, но и его достоинства. Предположим, похвалите его за то, что он неплохо справляется с поставленными перед ним задачами, но укажите, что он небрежно оформляет документацию.

Всегда описывайте проблему конкретно. Иначе человек может просто не понять, что именно вас не устраивает в его работе.

Говорите только об объективных фактах. Никогда не ссылайтесь на предполагаемые внутренние мотивы сотрудника, так как на самом деле вы ничего о них не знаете. Например, заявлять: "Вы, наверное, хотите безо всяких усилий получить повышение", — это запрещенный прием.

Старайтесь завершить разговор в дружелюбном тоне. Дайте человеку понять, что вы вовсе не относитесь к нему плохо или неуважительно, вы лишь пытаетесь помочь ему стать лучше.

Дарья Любимская