Зевайте чаще! Порадуйте ваш мозг

26.10.2016 17:08
Зевайте чаще! Порадуйте ваш мозг. зевота
Фото: REX

Как известно, в общественном сознании зевота чаще всего ассоциируется с чем-то скучным. Типа лекции, заседания, скучной книги или телепередачи — так что даже возник штапм: "Это вызывает зевоту". Но, оказывается, упомянутый процесс благотворно влияет не абы на что, а на степень развития человеческого мозга!

Часто зеваете? Бегом к врачу!

Почему мы зеваем? Зевота — рефлекс выживания

Зевота бывает не только от скуки

Зевота — предохранительный механизм на защите мозга

Почему мы икаем, зеваем и смеемся?

Исследование на этот счет провели ученые из Университета Нью-Йорка, задействовав в эксперименте животных 24 видов. Выяснилось, что зевок минимальной длительности, всего полсекунды, наблюдается у мышей, зато у человека — в среднем, целых 6,5 секунды. Третье место заняли собаки — видно, недаром о самых умных из них нередко говорят: "Все понимает — только сказать не может".

Правда на втором месте по длительности зевка стоят верблюды, доселе в особом интеллекте вроде бы не замеченные. С другой стороны, может, это у них врожденный ум так и проявляется, в виде столь изощренной хитрости, что доселе мало кто о нем догадался? Ведь не только людям, но и верблюдам нередко бывает удобнее, грубо говоря, "прикинуться ослом". Ведь с "дурачка какой спрос"? Если серьезно, то, конечно же, американские ученые обнаружили четкую корелляцию между весом и развитостью мозга различных видов животных и продолжительностью их зевков.

Другое дело, сразу сложно сказать, что в этой закономерности является, условно говоря, "телегой", а что "лошадью" — причиной и следствием. Дело в том, что зевота, вопреки расхожим представлениям, выполняет колоссально полезные функции для организма, в первую очередь как раз для мозга. Во время этого процесса происходит форсированнный вдох, "выветривающий" из легких (и опосредованно из крови) лишнюю углекислоту и насыщающий кровь живительным кислородом.

Напряжение с последующим расслаблением целого ряда мимических и шейных мышц способствует расширению сосудов, несущих кровь в мозг, перераспределению кровотока с хорошо кровоснабжаемых участков на те, где кровоснабжение уже начинает "хромать". То есть происходит борьба с "синдромом обкрадывания", без которой в мозгу может развиться преходящее очаговое (или диффузное) поражение или даже полноценный ишемический инсульт. Кстати, успех такой борьбы является основным условием и критерием успешного лечения нарушений мозгового кровообращения, хронического и острого, и достигается (увы, далеко не всегда) лишь применением мощных фармакологических препаратов.

Таким образом, понятно, что чем больше мозг, тем длительнее надо зевать, чтобы этот орган почувствовал благотворные эффекты этого процесса. Но не исключено, что в процессе эволюции возрастающая длительность зевания сама по себе способствовала наращиванию массы и развитости мозговой ткани именно у тех, кто больше зевал.

Возвращаясь к пользе зевков… В целом, их появление носит двоякий характер. С одной стороны, главной причиной их возникновения становится гипоксия мозга — кислородное голодание нейронов, обычно из-за повышенной их работы. Что как раз и наблюдается на тех же чрезмерно "заумных" лекциях, таких же совещаниях и т. д. Тем более, что подобные мероприятия проводятся в закрытых помещениях, где сидит немало людей. И несмотря на вентиляцию содержание кислорода в воздухе снижается, а выдаваемой собравшимися углекислоты — повышается. Конечно, не до таких показателей, которые становится опасными для жизни (пять процентов), но и допустимые на короткое время в помещениях по санитарно-гигиеническим нормам два процента углекислоты — это тоже на добрый порядок больше, чем в обычном атмосферном воздухе. Так что сочетание повышенной нагрузки на мозг и "плохого" воздуха вполне закономерно ведет к появлению зевоты.

Но двоякость этого момента в том, что само по себе зевание предназначено природой отнюдь не только для того, чтобы заставить человека задремать. Главное его предназначение — это как раз, наоборот, активировать работу мозга путем улучшения его кровоснабжения более богатой кислородом кровью. И лишь после того, как организм даже после серии форсированных вдохов все равно не смог осуществить эту задачу, только тогда у человека и развивается уже непреодолимая сонливость.

Это тоже защитный механизм, ведь во сне мозг потребляет вдвое меньше кислорода, чем во время бодрствования. Отсюда популярность в последнее время такого метода лечения тяжелых поражений мозга, как "искусственная кома" — введение больного с черепно-мозговой травмой или инсультом в многодневный (а то и многонедельный) медикаментозный сон. Во время него поврежденные "полуживые" клетки, благодаря сниженной нагрузке и адекватному снабжению кислородом, постепенно восстанавливаются, что, увы, не всегда происходит, если больной бодрствует или даже спит, но не больше нескольких часов в сутки, как обычно.

Более того, американские военные медики всерьез разрабатывают методику, заключающуюся в экстренном введении в такой медикаментозный сон (пусть и меньшей продолжительности) всех тяжелораненых перед транспортировкой с поля боя в госпиталь. Поскольку в таком состоянии процент доставленных вертолетами в реанимацию живых бойцов существенно превышает обычные показатели.

Так что, возвращаясь к зевоте, если она прогрессирует, а вскоре появляется еще и ее "сестра" — дремота, — лучше не насиловать свой мозг получением новой информации или другой интеллектуальной работой. Надо либо при возможности вздремнуть хотя бы несколько минут (в конце концов, в перерыве можно сделать это, не обязательно ложась в кровать, но, скажем, уткнувшись лицом в положенные на край стола ладони), либо радикально взбодриться на по-настоящему свежем воздухе. Для чего, собственно, и предусмотрена предельная длительность уроков или лекционных "полупар": 45 минут с перерывом не меньше 10 минут между ними. Жаль только, что порой некоторые слишком маститые шефы считают, что подчиненные обязаны бодренько внимать их "ценным указаниям" по несколько часов кряду, и перерывы объявляют крайне редко. Отчего у сотрудников и появляется зевота, которую они еще и пытаются подавлять. Ну, как же можно "обижать начальство" знаком якобы скучности их выступлений?

Но если вышеупомянутые условности не актуальны, тогда зевайте на здоровье! И мозг будет больше, и работать он будет лучше. Но все же лучше по возможности не доводить себя до ситуаций, когда зевота приобретает слишком уж выраженный характер из-за вызвавших ее причин…

Юрий Носовский